Новак Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель

Проект «Симфонический оркестр»

Проект "Симфонической оркестр"

Новак Татьяна Ивановна.,

Музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 12 «Солнышко»

Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”, -  писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Для людей творчески одаренных чрезвычайно важен сам поиск нового, он нередко приносит гораздо больше удовлетворения, чем достигнутый в итоге творчества результат.

Для истинного творца созидание ради созидания является оптимальной формой реализации его поисковой активности. А поэтому, с точки зрения психологии, не имеет значения, чем занимается творец: изучает движение небесных тел или законы развития животных организмов, пишет картины или музыку, играет на виолончели или дирижирует оркестром.

Проект

Вид: творческий.

Участники: музыкальный руководитель и дети.

Возраст: 6-7 лет.

Срок реализации: 2 месяца.

Название проекта: Симфонический оркестр.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к классической музыке.

Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам.

“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)

Задачи проекта:

  1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
  2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  3. Приобщение к музыкальной культуре.
  4. Формировать потребность в восприятии музыки.
  5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  6. Развитие познавательных и творческих способностей.
  7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
  8. Обогащение словаря.
  9. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
  10. Осваивать различные формы приобретения опыта.

Содержание проекта

1. Приобщение дошкольников к классической музыке.

2. Формирование умения классифицировать музыку:

а) инструментальная;
б) вокальная.

3. Знакомство с оркестром.

4. Формирование умения классифицировать оркестры:

а) симфонический;
б) русских народных инструментов;
в) духовой;
г) эстрадный;
д) джазовый.

5. Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.

6. Формирование умения классифицировать инструменты симфонического оркестра на группы:

а) ударные;
б) духовые;
в) струнные.

7. Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов:

а) откуда пришли ударные;
б) легенда появления духовых;
в) как появились струнные.

8. Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра. Рисунок 1

9. Музыкальный словарь в рассказах.

Основные направления работы с детьми.

  1. Организованные формы обучения на занятиях.
  2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
  4. Экскурсии в Благовещенскую детскую школу искусств.
  5. Развитие речи.
  6. Художественная литература.
  7. Изобразительная деятельность.
  8. Игра.
  9. Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта.

  1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
  2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
  3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.
  4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
  5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.
  6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютор, DVD – проигрыватель.
  7. Сотрудничество с Благовещенской детской школой искусств Благовещенского района р.п. Степное Озеро.

Методическое сопровождение проекта.

  1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
  2. Консультативный материал для родителей.
  3. Картотека игр.
  4. Подборка музыкальных загадок.
  5. Подборка стихов о музыке.
  6. Рисунки.

Ожидаемые результаты.

  1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
  2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
  3. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  4. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
  5. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.
  6. Способствовать развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Итог:Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

16 декабря 2023 в 21:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.